Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 16"

Камышловского городского округа

 

Методические рекомендации

 

 

 

 

Содержание

 

1.     Пояснительная записка

2.     Рекомендации по приобщению дошкольников к истокам русской  народной культуры  посредством ознакомления с  народной куклой

3.     Проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с русской народной куклой"

4.     Предполагаемый результат проекта

5.     Комплексно-тематический план по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с русской народной куклой

6.     Алгоритм изготовления кукол

Пояснительная записка

        Сегодня мы на многое  начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали?  О чем размышляли?  Что переживали? Какие праздники отмечали?  Что передавали своим детям, внукам, правнукам?  Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Ведь без прошлого нет будущего.

       Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям.

      Все это находит свое отражение в ряде нормативно – правовых документов:

·        Статья 64 «Закона об  Образовании РФ» указывает на то, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.

·        Одной из задач ФГОС дошкольного образования   является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

·        Основной целью Государственной  «Программы патриотического воспитания детей  на 2011-2015 годы»  является формирование  у детей патриотического сознания,  гендерной и гражданской принадлежности.

       Все дошкольные образова­тельные учреждения, так или иначе, решают проблемы, связан­ные с приобщением дошкольников к истокам русской народной культуры. Однако этого недостаточно. Необходимо обеспечить высокий уровень общей культуры у всех субъектов образовательного процесса. Для этого нужно  изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: перейти от эпизодических мероприятий к системе работы  проводимой с детьми дошкольного возраста  и их родителями, выйти за рамки традиционных форм и методов работы.

        Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд про­блем:

·        не придается  должного значения проблеме приобщения дошкольников  к истокам русской народной культуры  в ходе образовательной деятельности;

·        отсутствие заинтересованности родителей в ознакомлении детей с русской народной культурой и традициями.

       Таким образом, исходя из вышеперечисленных проблем, следует отметить, что не обеспечивается    нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В связи с этим  обусловлена необходимость  пристального внимания к вопросу  приобщения дошкольников  к истокам русской народной культуры.

       Данная проблема остается приоритетной проблемой, требующей решения при  участии всех субъектов воспитательного процесса (ДОУ – семьи - общества).

       Таким образом, перед нами возникли следующие противоречия:

-между  социальным заказом государства, общества, семьи  на развитие высоконравственной, ответственной, творческой,   личности ребенка и недостаточным уровнем реализации  содержания ценностного  характера образования, которое бы обеспечивало  бы это развитие;

- между  теоретическим осмыслением  богатства русских народных игрушек и снижением интереса к ним;

- между широким подходом философских, искусствоведческих, педагогических исследований к проблеме русской  народной игрушки и отсутствием методических разработок по ее включению в систему дошкольного образования;

- между многофункциональностью русских народных игрушек и недостаточной теоретико-методической разработанностью данного вопроса; - между признанием влияния  роли народной игрушки на развитие духовно- нравственной личности ребенка,  и отсутствием в детском саду  системы  работы  по ознакомлению детей  с русской народной игрушкой.

         Проблема: приобщения дошкольников к истокам народной культуры невозможно без использования в образовательной деятельности предметов русского народного творчества.

         Цель: систематизация материала по проблеме приобщения дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с русской народной куклой.

        Объект: процесс приобщения дошкольников к истокам народной культуры

        Предмет: ознакомление  с русской  народной  куклой

         Гипотеза: ознакомление детей с русской народной куклой в условиях детского сада будет эффективным и результативным, если:

- обоснована актуальность данного направления деятельности;

- определено содержание, способствующее активному формированию у детей и взрослых положительных  ценностных ориентаций;

- создана  развивающая предметно - пространственная среда, позволяющая  знакомить детей с русской народной культурой;

-определены формы, методы, средства достижения  запланированных  результатов

 

      Кукла  - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединён с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

       Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с использованием старинных техник и технологий.

       С давних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

       Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.

       Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свёрнутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса – волосяная либо кудельная, наряд из пёстрых лоскутков – вот такая была кукла. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты.

         Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значение сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым – далёким и всё равно близким. Потешная копилка народной памяти – в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.

   В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический художественный и философский опыт народа. Сам процесс изготовления текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира природы. В замкнутом цикле ткань приобретает новые вещественные качества, подчиняясь общим законам народного искусства. Из ношенной бесформенной ткани «рождается» кукла, и таким образом ткани придаётся новое качество. Изношенные вещи рвутся на аккуратные полоски , квадраты, что символизирует переход от хаоса к порядку.

     В конструкциях русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском (лентой) ткани. Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передаёт образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном мире. Важна роль материала из которого создавалась каждая из таких кукол. Материал должен быть «своим» - из своего дома и уже бывший в употреблении, старый.

      Кукла рассматривалась как эталон рукоделия – по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

       Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

        Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры. Начинать знакомить с традиционной тряпичной куклой можно со старшего дошкольного возраста.

 

 

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами:

 

·        Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

·        Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

·        Знакомить с народными традициями в которых были задействованы лоскутные куклы.

·        Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

·        Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.

·        Дать знания по использованию инструкционно – технологических  карт при работе по изготовлению кукол.

·        Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

  

Методы обучения детей изготовлению традиционных тряпичных кукол

 

Методы эмоционального стимулирования художественно- практической деятельности:

-создание ситуации успеха;

-поощрение;

-использование игр и игровых форм организации;

-создание ярких наглядно-образных представлений

 

Методы развития познавательных интересов:

-создание познавательной ситуации;

-создание ситуации  проявления творчества

 

Волевые методы:

-предъявление учебных требований;

-формирование ответственного отношения к работе;

-осуществление оперативного контроля

 

Социальные методы:

-постановка системы перспектив;

- организация  совместной деятельности в группах, парах, индивидуально

 

Рекомендации по приобщению дошкольников к истокам русской  народной культуры посредством ознакомления с  народной куклой

 

      Для приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры, для формирования у детей элементарных представлений о народной игрушке, о способах и последовательности ее изготовления, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

      Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Рекомендуется организовывать:

- проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группах по решению ситуаций и задач, разработка совместно с воспитателем и родителями проектов и т.п.)

- продуктивные виды деятельности (изготовление кукол из различных материалов, выполнение рисунков и их презентация);

Какие задачи должен ставить педагог по реализации данного направления

 

- знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с различными видами народной куклы (кукла-мотанка, кукла-закрутка, кукла-мартиничка, кукла из мочала и др.);

- воспитывать уважение к предметам труда взрослых, создавших игрушки;

- формировать знания, умения, практические навыки работы с различными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства;

- способствовать проявлению интереса к событиям настоящего и прошлого страны, стремлению к знакомству с культурой страны;

- способствовать проявлению познавательной активности за счет удовлетворения потребности в новых знаниях;

- ориентировать детей на сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности;

- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости при совместных мероприятиях.

 

Проект

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с русской народной куклой»

 

Тип проекта: по доминирующей в проекте деятельности информационно-практико-ориентированный

По содержанию: социально-педагогический

По числу участников: дети подготовительной к школе  группы

По времени проведения: краткосрочный

По характеру контактов: в рамках  МАДОУ детский сад № 16 КГО  с привлечением родителей воспитанников и педагогов  детского сада.

 

Аннотация к проекту

         Проект по приобщению дошкольников к истокам народной культуры предполагает ознакомление с русской народной куклой.

         Формирование общей культуры личности дошкольника рассматривается как одно из направлений нравственного развития и считается , что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к народной культуре, но и условием социального взросления ребенка. Содержание данного проекта направлено на реализацию цели основной общеобразовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Этапы реализации проекта

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с русской народной куклой»

 

этап

содержание деятельности

1 этап

целеполагание

 

- осуществить анализ существующих условий, способствующих приобщению дошкольников к истокам народной культуры;

- осуществить изучение потребностей родителей в совместном взаимодействии по проблеме нравственного развития детей;

- осуществить выбор социальных партнеров для сотрудничества в рамках данного проекта

 

2 этап

основной

 

- осуществить разработку и внедрение проекта;

- осуществить разработку показателей определения эффективности  реализации  данного проекта

3 этап

обобщающий

- определить эффективность проводимых мероприятий в рамках данного проекта;

- обобщить опыт работы в рамках данного проекта

- распространить опыт работы среди образовательных сообществ города и Восточного округа

 

 

      В ходе реализации данного проекта предполагается  достичь следующие результаты:

- дети ориентированы на сотрудничество, дружелюбны, способны участвовать в совместных делах;

- дети проявляют интерес к малой Родине, родному краю, их истории, к событиям настоящего  прошлого родного края,  стремление к  знакомству с культурой  народов, проживающих в России;

- дети проявляют самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства по реализации собственного замысла на материале  русской народной      культуры;- дети способны чувствовать прекрасное,  воспринимать красоту предметов народного творчества;

- дети проявляют  эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народно - прикладного творчества.

 

Комплексно-тематический план по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с русской народной куклой

 

тема

цель

вид деятельности

Создание мини-музея «Народная игрушка»

- ориентировать детей на сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности по созданию мини-музея

- способствовать проявлению интереса к событиям и предметам настоящего и прошлого, стремления к знакомству с культурой своей страны

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- музыкальная;

- восприятие художественной литературы, фольклора

Создание мини-музея «Деревянная кукла – матрешка»

- ориентировать детей на сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности по созданию мини-музея

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- музыкальная;

- восприятие художественной литературы, фольклора

Презентация «Куклы: с прошлых времен до наших дней»

- способствовать проявлению интереса к событиям настоящего и прошлого своей страны;

- способствовать проявлению познавательной активности детей за счет удовлетворения потребностей в новых знаниях

 

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская

 

Персональная выставка семьи Куликовских

«В мире кукол»

- способствовать проявлению уважения к предметам труда взрослых, создавших кукол;

- способствовать проявлению познавательной активности детей

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- музыкальная;

- восприятие предметов искусства

Экскурсия в краеведческий музей г.Камышлова

- прививать любовь к обычаям предков;

- способствовать проявлению интереса к событиям настоящего и прошлого родного края, стремления к знакомству с культурой родного края

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская

Создание мини-музея «Игрушки наших родителей»

- ориентировать детей на сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности по созданию мини-музея

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- музыкальная;

- восприятие художественной литературы, фольклора

Проект «Такие разные куклы»

- способствовать проявлению познавательной активности детей за счет удовлетворения потребностей в новых знаниях;

- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости детей при совместных мероприятиях

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- игровая

Выставка рисунков «Кукла моей мечты»

Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- продуктивная;

- музыкальная

Мастерская «Кукла своими руками»

- способствовать проявлению самостоятельности, желанию находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры;

- ориентировать детей на сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности по изготовлению игрушек

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- продуктивная;

- музыкальная

Мастер-класс «В гостях у мастерицы»

Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественное изделие в традициях народного искусства;

- ориентировать детей на сотрудничество в процессе совместной деятельности с педагогом и сверстниками по изготовлению игрушек

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- продуктивная;

- музыкальная

 

                                   Показатели эффективности реализации проекта:

·        Динамика включенности родителей воспитанников в реализацию проекта;

·        Использование  данного опыта работы  другими  педагогами детского сада;

·        Заинтересованность опытом работы  педагогами  из других ДОУ города;

·        Желание и заинтересованность  детей  участвовать в реализации проекта.

 

Алгоритм изготовления куклы из мочала

          Для работы нам потребуется лыко. Его мы берем из кистей для побелки, которые можно купить в хозяйственном магазине. Кисть нужно размотать, убрать сверху кусочки коры, спутавшиеся волокна, которые формируют ручку кисти. И оставить длинные прямые волокна лыка, которые и нужны нам для изготовления нашей куколки.  

1 этап: сложим имеющийся у нас пучок мочала пополам, отступим немного и обвяжем бечевкой, обозначив голову

  

2 этап: возьмем небольшой пучок соломы и перевяжем его с обоих концов, получатся руки

 

 

3 этап: теперь берем наш основной пучок - туловище куколки и разделяем его пополам

 

 

4 этап: в этот разъем вставляем руки


 5 этап: под руками перевязываем ниточками

 

 6 этап: теперь осталось нарядить нашу куколку, вся одежда делается из лоскутков

 

Алгоритм изготовления куклы из ниток

Для работы нам потребуется:

- картон прямоугольной формы (от размера картона зависит размер куколки)

- нитки (шерстяные, ирис или мулине);

- ножницы

1 этап:  сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины (нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась, но провисать нитки не должны)

 

2 этап:  теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины

3 этап:  точно также сделаем второй пучок, поменьше (для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны)

4 этап:  теперь разделяем куклу пополам, так чтобы передняя часть и задняя были отделены друг от друга ниже шеи и вставляем руки, подняв их повыше. Внизу рук, завязываем туловище, ниткой делая талию

5 этап:  чтобы сделать мальчика, разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них

 

Алгоритм изготовления куклы-закрутки

Для работы нам потребуется:

- 2 лоскутка ткани квадратной формы разной величины

- нитки (шерстяные или ирис)

1 этап:  скатываем большой квадрат из ткани в рулон, перевязываем ниткой посередине

2 этап:  маленький квадрат скатываем в рулон, перевязываем ниткой с обоих концов, получатся руки

3 этап:  теперь берем большой рулончик - туловище куколки и сгибаем его пополам, отступим немного и обвяжем ниткой, обозначив голову

 

4 этап:  вставляем руки, подняв их повыше, внизу рук, завязываем туловище, ниткой делая талию

5 этап:  теперь осталось нарядить нашу куколку, вся одежда делается из лоскутков

Алгоритм изготовления куклы-колокольчика

1 этап:  вырезаем из бумаги три круга разных диаметров

 

 2 этап: из пёстрых лоскутков выкраиваем заготовки

 

3 этап: в центр самого большого круга вкладываем вату и туго перематываем ниточкой

 

 4 этап: получившийся свёрток обворачиваем лоскутком меньшего диаметра и также плотно перевязываем ниточкой

  

 

5 этап: таким же образом обворачиваем самым маленьким лоскутком куколку и вырезаем из белой ткани небольшой прямоугольник для лица и ручек, туго перевязываем шейку

 

6 этап: края белого лоскута заворачиваем на 1 см внутрь и перетягиваем ниточкой, как ма

                       

 

7 этап: осталось повязать нарядный платочек

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"